Луксор
Одно из самых запоминающихся путешествий, которые может предложить вам Египет – экскурсия в Луксор.
Здесь оживают предания и легенды, ведь буквально под каждым домом города - фундаменты древних храмов и дворцов, аллеи сфинксов и фрагменты статуй...
Путешественник Пьер Лоти писал:
"... сидя между руинами храмов в жарких песках нубийской пустыни, я наслаждался видом Фив, совершенно не сопротивляясь странному ощущению: куда-то исчезали образ мыслей и духовные установки, повсюду и постоянно сопровождавшие человека Запада и, естественно, присущие мне, англичанину. Внутри храма Амона-Ра я забывал про городской шум Луксора, сотрудников Агентства Кука, штукатурку и цемент громоздкого отеля Winter Palace. Потрясенный величественностью и вечностью Фив, я видел только их. Я застывал от изумления перед могущественными колоссами, статуями Рамсеса II с гордой осанкой и выдвинутой вперед ногой, будто готовой начать ход, который ничто в мире не смогло бы остановить. Три Рамсеса были рядом, и, будто соревнуясь со Временем, шагали в вечность, высоко держа голову и сияя улыбками".
Современный Луксор находится на месте древнего города Фивы - блестящей столицы Среднего царства древнего Египта на протяжении многих веков.
Почти за II тысячи лет до н.э., в эпоху наивысшего расцвета Фив, население города составляло свыше 500 тысяч жителей.
Сегодня, туристический Луксор, как и древние Фивы, делится на две части по двум берегам Нила: восточный – Город живых, западный – Город мёртвых.
Главные достопримечательности Города живых - Луксорский и Карнакский храмы, расположенные в 2,5 км друг от друга.
Храм Луксора
Луксорский храм, посвященный божественной супруге Амона - богине Мут, меньше Карнакского. Два храма соединены Большой аллеей сфинксов, на которой жрецы в древности проводили пышные церемониальные шествия Опетского фестиваля. Аллея, по обеим сторонам которой когда-то было установлено несколько тысяч изваяний сфинксов, до наших дней сохранилась плохо.
Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, построенным Рамсесом II.
Фронтон пилона длиной 65 м украшен барельефами представляющими военный поход Рамсеса II против хеттов, а также тексты знаменитой "Поэмы Пентаура", прославляющей военные подвиги фараона.
Перед входом когда-то стояли два обелиска Рамсеса II...
Сегодня остался лишь левый обелиск высотой 25 м; другой был увезен во Францию в 1833 году и установлен в центре площади Согласия в Париже.
На фото - реконструкция Луксорского храма...
Вход обрамляют два колосса из розового гранита, представляющие сидящего на троне фараона. Первоначально, этим двум колоссам, составляли компанию еще четыре опиравшиеся на пилон гигантские статуи из розового гранита.
Одна из них, должно быть, представляла царицу Нефертари, а другая, сильно поврежденная, еще стоит справа - Мерит-Амон, дочь, и Великая жена Рамсеса II.
Через этот торжественный вход можно попасть во двор Рамсеса II, украшенный двойным рядом колонн с папирусовидными капителями, между которыми помещаются осирические статуи.
Во дворе есть еще небольшой храм Тутмоса III, состоящий из трех молелен, посвященных триаде Амон - Мут - Хонсу.
И, наконец, величественная колоннада длиной в 25 метров ведет во двор Аменофиса III, который окружён с трех сторон двойным рядом папирусообразных колонн - настоящим окаменевшим лесом, производящим весьма внушительное впечатление.
Храм Карнака
Примерно в 3 км к северу от Луксора находится поселение Карнак, которое сегодня является пригородом Луксора. Слово "Карнак" по-арабски обозначает "дворец".
Так это место было названо потому, что те впечатляющие развалины, которые проглядывали из песка, арабы приняли за руины древнего дворца.
На самом деле это было то, что осталось от грандиозного и самого большого храма Древнего Египта, посвященного главному божеству Среднего и Нового царства - богу Амону.
Вот так, предположительно, выглядел храмовый комплекс в Карнаке...
В эпоху Нового царства, каждый фараон, едва взойдя на престол, начинал с собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона.
В XVI в. до н.э., по приказу царя Тутмоса I, выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса.
Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая царица Хатшепсут.
Зодчие Хапусенеб и Сененмут - "начальники всех работ" царицы, лично руководили перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм, называвшийся "Хатшепсут божественна в памятниках".
Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 метров каждый.
Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.
Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных "владыке Фив" - солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут, и их сыну - лунному богу Хонсу.
Также, комплекс имеет священное озеро длиной 120 м, где, как писал Геродот, жрецы совершали ночные обряды.
Сегодня озеро отражает руины храма, которые кажутся особенно величественными ночью, когда монументы на несколько мгновений освещаются подсветкой, воскрешая былое величие Фив.
Луксорский музей
Музей, открытый в 1975 году расположился на живописном восточном берегу Нила, между храмом Карнак и храмом Луксор.
На территории музея есть сад, представляющий собой музей под открытым небом, где собраны скульптуры эпохи фараонов. Особенно много экспонатов Нового царства.
Из сада, через большие стеклянные двери, посетители попадают в главный зал музея, состоящий из двух уровней, соединённых спиральными коридорами.
На первом этаже музея находится великолепная коллекция египетских скульптур, в том числе статуя бога-крокодила Собека, привезённая из храма Ком Омбо.
Здесь же фрагменты стен храма Аменхотепа IV, некогда возвышавшегося в Луксоре. Экспозиции музея охватывают период более 4 тысяч лет, от доисторической эпохи до исламской.
Здесь и некоторые вещи из гробницы Тутанхамона, статуя Тутмоса III, огромная голова статуи Эхнатона в двойной золотой короне, часть стены храма Эхнатона в Карнаке, королевские мумии Яхмоса I и Рамзеса I, коллекция коптских древностей…
Конечно, музей не конкурент Египетскому музею в Каире, но здесь, из запасников, выбраны самые лучшие образцы.
Луксорский рынок
И напоследок, прежде чем переправиться на западный берег Нила в город Мёртвых, вы можете посетить самый старый рынок в городе, который расположился сразу на нескольких улицах рядом с храмом Луксора.
Потрясающий колорит, плюс – бесконечные упражнения в торговле с местным населением.
Западный берег Нила
Теперь, давайте переправимся через Нил и ознакомимся с некоторыми памятниками Фиванского некрополя...
Заупокойный храм Рамсеса III в Мединет Абу
Древнейшей святыней Мединет Абу является храм Амона, согласно легенде, сооруженный на месте первого появления Амона Фиванского.
Известный также как Малый храм или Храм XVIII династии, он был построен ещё в эпоху Хатшепсут / Тутмоса III. То есть, за 300 лет до Рамсеса III. После чего, храм перестраивался полторы тысячи лет, вплоть до римлян.
На фото, связь времён: справа – пилон XXV династии, в центре – птолемеевский пилон, слева – остатки римского портика с двумя птолемеевскими колоннами, а массивное сооружение на заднем плане между пилонами – укрепленный вход-мигдол Рамсеса III...
Но наибольшую известность Мединет-Абу принес именно хорошо сохранившийся поминальный храм Рамсеса III – последнего из великих фараонов Древнего Египта.
Вскоре после того, как Рамзес III его построил, произошло разделение Египта.
Стены храма иллюстрируют победы Рамзеса III над ливийцами, которые изображены в длинных платьях, с бородами и короткими баками.
А стены с внешней стороны храма украшают изображения Людей Моря, которые до сих пор остаются загадкой для ученых: кто они были, откуда пришли, и что с ними стало потом.
Известно, что в начале XII в. до.н.э. с Людьми Моря у египтян было две войны, во время которых отмечено их сильное разрушительное воздействие на социум Древнего Египта.
Одна из самых любопытных деталей храма: его стены строились с таким расчетом, что если кто-то попытается перебить имя фараона и поменять его на свое - храм бы просто рухнул.
Дело в том, что Рамзес II, правивший до Рамзеса III, поступал следующим образом: если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников, он просто сбивал его имя и приказывал высечь свое имя.
Зная о таких проделках своего предшественника, Рамзес III и приказал вырезать иероглифы так глубоко, что раньше в них селились птицы.
Рамессеум - заупокойный храм Рамсеса II
Грандиозный заупокойный храм, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив, в древности назывался "Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона".
Храм стоял в центре жилого квартала, обнесенного глиняной стеной. Слева от храма находился павильон фараона, а справа и сзади - бесчисленные маленькие здания с полукруглыми крышами, служившие жильем для рабочих, мастерскими и складами.
От Hила к храму был проложен канал.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника.
За пилоном находится первый двор. Фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора - с одним рядом колонн, перед которыми стояли осирические колоссы царя.
Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого.
С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса.
Сохранившийся колосс является величайшей египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн.
Кроме того, в Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл "Лечебницей души".
Под полами храма была обнаружена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, где были найдены магические жезлы, маски и несколько папирусов, среди которых - Драматический папирус Рамессеума.
Во время своего более чем 64-летнего царствования, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, по распоряжению Рамсеса II было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства.
В том числе уникальные скальные храмы Нубии, несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе, двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, храм в Абидосе, завершил строительство и отделку грандиозного гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке.
При Рамсесе II была сооружена часть храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. В общем и целом, Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта.
Самыми крупными на сегодняшний день являются две 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны (на фото):
Поющие колоссы Мемнона
Между двумя вышеупомянутыми храмами, в широкой зеленой долине между западным берегом Нила и горной грядой, скрывающей Долину царей, расположены два величественных монумента, известных как Колоссы Мемнона.
На самом деле статуи изображают сидящего Аменхотепа III.
Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу.
Две меньшие фигуры его жены Тия и матери Мутемуйя вырезаны на передней части трона вдоль его ног, а на боковых панелях - отображение бога Нила Хапи.
Первоначально, предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже у входа в Поминальный храм Аменхотепа - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощёние бога на земле.
Что касается поэтичной приставки "поющие", вынуждены вас разочаровать. "Петь" северный колосс начал после землетрясения в 27 году до н.э. Расколовшись, статуя каждое утро на рассвете издавала легкий стон или посвистывание.
Легенды о необычных колоссах распространились тогда по всему миру и к ним потянулись "почитатели".
Загадочные звуковые эффекты статуи прекратились в 199 году, после того, как император Септимий Север, чтобы ублажить оракула, приказал собрать треснувшие после землетрясения части.
Храм царицы Хатшепсут
У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм царицы Хатшепсут. Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм.
Комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
А общий замысел храма приписывается Сенмуту, "Верховному Распорядителю Амона", чья личная гробница была построена под первой террасой храма.
На фото Храм царицы Хатшепсут, а слева - руины храмов Тутмоса III и Ментухотепа II...
Хатшепсут, дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды.
К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком честолюбива, чтобы управлять от чьего-либо имени - и вскоре она провозглашает себя единственной и полноправной владычицей Египта.
Пятнадцать лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные войны в Азии и Нубии.
А на девятом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали).
В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, его расположение и архитектура.
Прежде всего, Храм находится на некотором удалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя.
Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла прецессионная дорога к самому храму.
Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками.
Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы.
Сам храм был поистине чудом инженерной мысли Древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой.
На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища.
Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра.
Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок и превратился в руины.
Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта.
Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз взирают на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут...
Губы царицы будто бы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:
Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные спустя годы, и будут говорить о том, что я совершила…. Не говори, что это похвальба, но скажи: "Как похоже это на нее, ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее, бога Амона!".
Долина царей
В горах за городом Фивы начинаются многочисленные небольшие долины, самая знаменитая из которых Долина Царей, или "долина царских гробниц Бибан эль-Мюлюка".
Когда-то это было ущелье, затерянное среди нагромождения скал. Но и сегодня, несмотря на то, что люди проложили здесь удобные дороги, оно остается окутанным дымкой загадочной тайны.
История Долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и, более того, захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте.
Это решение нарушало 1700-летнюю традицию. Зодчий фараона - Инени - выдолбил для своего господина могилу в виде колодца в этой уединенной долине.
В погребальную камеру на дне колодца вела крутая лестница, высеченная в скале по плану, который впоследствии был принят всеми другими фараонами. На фото - гробница Тутмоса III:
Но покой Тутмоса, как и других фараонов, был недолгим. История Долины Царей хранит множество фактов, связанных с ограблениями, кражами и ночными налетами при свете факелов.
И речь идет не только о ворах, предпринимавших уже в эпоху фараонов систематические ограбления могил, чтобы завладеть драгоценностями, но также и об очень религиозных и преданных людях, которые, полагая, что их господин в опасности, переносили его мумию из одной гробницы в другую.
Так Рамсес III был похоронен трижды! Ограбление могил уже с XIII века до н.э. стало, своего рода, профессией, передаваемой от отца к сыну. Причём саркофаги и драгоценные кладовые не только грабили, но и уничтожали мумии, опасаясь их мести.
Вот, к примеру, деревушка около некрополя Дра Абу эль-Негга. Интересно, чем занимались здесь предки местных жителей?
В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид.
Гробницы вырубали в скалах, и старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. А входы в гробницы засыпали крупными камнями и замуровывали. Но и это не уберегло гробницы от разорения...
Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами.
Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса IX и разумеется - Тутанхамона.
К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности.
Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня, чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта.
Как язвительно высказался Говард Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение".
Впрочем, почему-то, сам первооткрыватель внезапно умер после такого высказывания, пригнорировав зловещую надпись над входом в склеп: "... Тех, кто потревожит сон фараонов, постигнет смерть".
Тутанхамон, наследник "фараона-еретика" Эхнатона, вновь заменил культ Атона культом Амона.
Может быть, именно поэтому его гробница отличается столь богатым убранством. По каменному коридору лестница ведет в переднюю камеру гробницы.
В расположенной за ней погребальной камере хранились четыре установленных друг в друга позолоченных деревянных сундука, а внутри их - каменный саркофаг с тремя саркофагами в форме мумий, из которых центральный был выполнен из литого золота и содержал собственно мумию фараона.
Мумия все еще хранится здесь, за стеклянной витриной, но теперь уже в деревянном, хотя и богато украшенном саркофаге, помещенном в саркофаг из кварцита. Другие саркофаги выставлены в Египетском музее. На фресках погребальной камеры изображен ритуал захоронения фараона.
Долина цариц
Долина цариц (или Бибан эль-Харим) расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Здесь хоронили не только цариц, но и рано умерших египетских принцев.
Пока в этом некрополе археологам удалось найти свыше 70 гробниц. Гробницы внешним обликом напоминают усыпальницы в Долине царей, разве что они немного меньше по размерам.
Наибольший интерес вызывает расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены фараона Рамсеса II. После реставрации, законченной в 1995 г., она вновь открыта для посещения.
Но доступ в нее ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и всего на 10 минут. За день ее успевают осмотреть всего 150 человек.
Попав в их число, вы можете восхищаться настенными росписями, иллюстрирующими "Книгу мертвых", и наблюдать прекрасную царицу в обществе Осириса или за игрой, похожей на шахматы.
Погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба.
Послесловие
Кроме того, вас ждут: Долина ремесленников и Долина знати, а также ещё несколько, менее сохранившихся храмов и некрополей...
Из Луксора, по Нилу, можно совершить интересные путешествия в другие крупные археологические центры Египта. В 67 км к северу, на западном берегу Нила неподалеку от небольшого города Кена, расположен храм в Дендере, древнейший культовый центр богини любви Хатхор.
В 98 км к северу от Дендеры, близ города эль-Бальяна находится древний Абидос с невероятным по своей красоте храмом фараона Сети I, посвященным богу Осирису, владыке загробного мира.
А в 54 км южнее Луксора находится хорошо сохранившийся храм бога-гончара Хнума в Эсне, а еще в 53 км на юг - Эдфу - знаменитое святилище бога-сокола Хора, легендарного родоначальника всех египетских фараонов, один из наиболее хорошо сохранившихся храмов древнего Египта.
Экскурсии в Египте - одна из составляющих ваших впечатлений об отдыхе. Вот уже несколько столетий прошло после того, как человечество заинтересовалось своим прошлым, а памятники Египта продолжают удивлять, очаровывать и будоражить воображение людей…
Луксор от 55 $
...Потрясенный величественностью и вечностью Фив, я видел только их. Я застывал от изумления перед могущественными колоссами, статуями Рамсеса II с гордой осанкой и выдвинутой вперед ногой, будто готовой начать ход, который ничто в мире не смогло бы остановить.
Полёт над Фиванским некрополем от 50 $
Вы просыпаетесь ранним утром, на моторной лодке переплываете через Великий Нил, садитесь в гондолу воздушного шара и парите над восходом солнца, парите над вечностью. Вы дрейфуете над Долинами царей и цариц, храмами царицы Хатшепсут и двух Рамсесов, под вами Колоссы Мемнона и бескрайние просторы.
Великие пирамиды от 100 $
…Вдруг, за дорогой Al-Ahram, появляется то, что постоянно возбуждает человеческое любопытство: великие пирамиды. Словно по какому-то волшебству, откуда бы вы ни приехали, они всегда возникают неожиданно. Их форма слишком правильная для того, чтобы быть естественной.
Каирский музей
...Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, и француз Огюст Мариетт, который в 1850 прибыл в Александрию лишь с намерением купить рукописи...
Иерусалим (на самолёте) от 280 $
…Рассказать обо всех достопримечательностях Иерусалима невозможно. Здесь каждый дом, каждая стена дышат историей. Для того, чтобы понять и почувствовать этот город, надо самому вдохнуть его воздух, ощутить теплоту его мощеных мостовых, услышать молитвы христиан, иудеев и мусульман...
Copyright @ 2002-2024 (Версия: 0.0.19) Политика конфиденциальности