Задержка авиарейса. Кто виноват, и что делать
Увы, ситуации, когда и чартерные и регулярные рейсы на популярных туристических направлениях вылетают с задержками - совсем не редкость. Что, несомненно, вызывает раздражение и гнев застрявших в аэропорту туристов. Кто виноват в этой цепочке?
В болезненной реакции туристов виноват менеджер турагентства, который либо совсем не озвучил, либо недостаточно обратил внимание туристов на высокую вероятность наступления подобного события.
Если вы летите чартером, то при бронировании тура за месяц, конечно можно поинтересоваться временем вылета. Только, вам это зачем?
Доля вины порой лежит и на туроператорах, которые в таких ситуациях нередко просто "умывают руки". А ведь им намного проще было бы связаться со своим партнёром-авиаперевозчиком, прояснить ситуацию и либо самим, либо через турагентов донести до туристов информацию о причинах проблемы и предполагаемом времени её решения.
Оговоримся: речь здесь идёт не о банальной задержке вылета на час-другой.
Речь идёт о случаях, когда туристы сидят в аэропорту порой до 12 и более часов, и единственным их информатором является табло, которое с завидной регулярностью обновляет время перед надписью "Задержан".
Правда здесь, справедливости ради стоит отметить, что зачастую и сотрудники самой авиакомпании до которых удаётся достучаться с подобными вопросами, и сами ничего вразумительного сказать не могут.
Юридически же, ответственность за задержку рейса несёт как раз авиакомпания. Потому как ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности" возлагает на туроператора ответственность за действия других поставщиков услуг, входящих в турпакет только в том случае, если отсутствуют специальные правовые акты, прямо предусматривающие их ответственность.
В случае с авиаперевозкой такие акты есть: это Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за весь имущественный и моральный вред, причиненный пассажиру, несет авиаперевозчик.
Таким образом, вина за оплаченную вами, но потерянную ввиду длительной задержки авиарейса ночь в отеле целиком и полностью лежит на авиаперевозчике.
Что делать
Прежде всего, надо быть готовым к подобным нюансам путешествия. Как морально, так и финансово. Объявление о задержке рейса может застать вас как в основном терминале аэропорта, так и в его стерильной зоне.
Как на Родине, так и при возврате домой. Поэтому всегда следует иметь при себе некоторый запас наличности, чтобы иметь возможность поесть-попить.
Ведь неизвестно, сколько часов вам предстоит провести в ожидании, а то, что вы прочитаете ниже - просто хорошие законы, которые очень редко кто выполняет.
Итак...
Так как действие Воздушного кодекса распространяется и на регулярные и на чартерные рейсы, авиакомпания в любом случае обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях выплатить денежную компенсацию.
При любой задержке вылета авиаперевозчик, согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно предоставить пассажиру следующие услуги:
• предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
• организовать хранение багажа.
Если задержка рейса более двух часов:
• два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;
• прохладительные напитки.
Если задержка рейса более четырех часов:
• горячее питание, при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов — в ночное время.
Если задержка рейса более шести часов:
• разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем);
• организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.
В случае просрочки доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик обязан выплачивать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы.
Правда, если причиной задержки стали обстоятельства непреодолимой силы: метеоусловия или технические неполадки, угрожающие безопасности пассажиров - компенсацию получить не удастся (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Впрочем, сумма, на которую можно претендовать в случае задержки рейса, вряд ли будет столь значительной, чтобы тратить свои время и нервы.
Кроме того, в данном случае все упирается в стоимость авиабилета, которую туроператор, как правило, не разглашает, поскольку условия его сотрудничества с перевозчиком - это их коммерческая тайна.
Да и надеяться на то, что удастся без проблем реализовать свое право на питание и размещение в гостинице, тоже особо не стоит. Зачастую, авиакомпании предлагают пассажирам лишь один вид услуги (на фото):
Причин задержки авиарейса может быть несколько
• Самая маловероятная - погодные условия. При этом не обращайте внимания на солнце в небе над Домодедово. Борт, предназначенный для вашего рейса, мог застрять в туманном Альбионе.
• Редкая - забастовки: чартер, который должен был доставить вас в Анталью, сейчас завис где-нибудь в Барселоне.
• Распространённая: необходимо заменить деталь самолёта, которую скоро доставят из Детройта (главная лазейка ухода от ответственности авиакомпании с поправкой на всё тот же п. 3 ст. 401 ГК РФ).
• Экзотическая: ваш покорный слуга, в мае 2008 года провёл более 10 часов в стерильной зоне аэропорта города Ираклион. Не было самолётов, потому как все они, после финала Лиги чемпионов УЕФА в Москве "развозили по домам" почти 20 тысяч английских болельщиков "Манчестер Юнайтед" и "Челси".
То есть, в этом случае наш чартер использовали как такси: собирался за нами, но авиаперевозчику поступила "высокая просьба" сгонять пару раз в Великобританию.
Copyright @ 2002-2024 (Версия: 0.0.19) Политика конфиденциальности