Большой дворец Петергофа



Историю Большого дворца Петергофа - одного из красивейших дворцов Европы, можно условно разделить на четыре этапа: Петровский, Елизаветинский, Екатерининский и Советский, когда в 1944 дворец предстал перед освободителями вот в таком виде.

Возведение дворца, который в том время именовался Верхними (Нагорными) палатами начал в 1710-х года Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы и вскоре палаты стали оседать, а стены дали трещины. Эстафету в сентябре 1716 года принимает французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон, который укрепляет фундамент, сооружает подземный акведук для отвода грунтовых вод, меняет планировку и убранство интерьеров. 

Затем, при Елизавете Петровне, в  1745 году Франческо Растрелли делает чертежи нового здания, где сохраняет как историческое ядро петровские Верхние палаты, но переоформляет боковые галереи и завершает их великолепными восточным Церковным и западным Гербовым корпусами-ризалитами. В западном корпусе появляется Парадная лестница и роскошный Танцевальный зал.

Парадные залы оборудуются подвесными "зеркальными" сводами и украшаются плафонной живописью, а обилие позолоты, зеркал и росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, длившиеся почти 10 лет, были завершены и отмечены шумными торжествами в 1756 году.

В 1762 году императрица Екатерина II отправляет Растрелли в отставку и его место занимает француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В 1766-1767 годах он переделывает две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). На фото - восточный китайский кабинет:

В 1770-е годы Георг Фельтен перестраивает Аванзал (отныне - Чесменский), Тронный зал и Столовую. Если не считать некоторых изменений, которые внёс в интерьеры в 1847-1850 годах Андрей Штакеншнейдер, это были последние серьезные переделки в здании дворца.

Прогулка по дворцу

Теперь, давайте совершим прогулку по залам и комнатам Большого дворца. 

 

Кабинет (1)

К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I издавна относились как к одной из реликвий, и было принято считать, что с момента его создания Леблоном и Пино он не претерпел каких-либо изменений. Но в действительности всё было иначе.

В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. 

Немалый урон первоначальному интерьеру причинило и то, что при Петре III Павле I, Николае I и позже комната использовалась как рабочий кабинет. И в соответствии со вкусами владельцев здесь устанавливались полковые барабаны и знамена квартировавших в Петергофе полков, прекрасная резьба закрывалась картинами и портретами в пышных золоченых рамах.

Коронная (2)

Дверь в восточной стене Дубового кабинета ведет в комнату, которой начинается часть дворца, пристроенная к петровскому зданию в середине XVIII века Ф.Б. Растрелли. Но растреллиевская отделка этой комнаты просуществовала лишь 15 лет. А уже в 1769-1770 годах здесь по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, создается парадная Опочивальня.

Отделка парадной Опочивальни была закончена в 1771 году. Но ее первым владельцем явился лишь Павел I, по приказу которого был изготовлен "стоянец", на который в дни пребывания в Петергофе двора водружалась корона. Это и послужило поводом к переименованию комнаты, которая с конца XVIII века она стала называться Коронной.

Запасные комнаты (3, 4, 5 и 6)

За Коронной комнатой следуют четыре комнаты, так называемой запасной половины дворца. Они не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца.

Голубая гостиная (7)

Большая (Голубая) гостиная в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

Малая проходная (8)

Стены этой маленькой комнаты затянуты великолепным шелком, вытканным в 40-х годах XIX века для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. Запас этой ткани сохранился в эвакуации.

На стенах размещены "Портрет Виттории Коромбоны" работы итальянского художника второй половины XVI века Ш. Пульцоне, "Портрет старика" Дж. Д. Тьеполо и архитектурный пейзаж неизвестного немецкого художника XVIII века и картина "Нимфы у источника".

Кавалерская (9)

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

До войны Кавалерская была больше - имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты. Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета. 

Штандартная (10)

Ранее комната называлась Проходной, и как и Кавалерская, была декорирована по проекту Ф.Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях и окнах, а стены затянуты шелком. На западной стене архитектор поместил камин с большим зеркалом в золоченой раме.

Как и в остальных комнатах Большого дворца, ткани, которыми были обиты стены, неоднократно менялись. Начиная с 1818 года, когда здесь поставили "китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку".

Но уже к середине XIX века в Проходной появляется "брокатель по желтому фону с лиловыми разводами". Замена была вызвана тем, что комната начинает использоваться для хранения штандартов гвардейских полков, несших охрану резиденции. Сюда помещают "станки" для штандартов, а комнату в документах именуют "Штандартной".

Кабинет (11)

В отличие от деловой, рабочей обстановки Кабинета Петра I, дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века лишь весьма условно соответствовали своему названию. Здесь, как и в многочисленных гостиных, находились декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла. И только письменный стол или бюро говорили о том, что это Кабинет.

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю (1732-1804). Работы семьи столяров и чернодеревцев Кулерю, жившей в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией, славились во второй половине XVIII века добротностью и красотой форм.

Туалетная (12)

С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений. Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.

Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо, который никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.

Диванная (13)

Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. Эта светлая комната с тремя большими полуциркульными окнами по размерам превосходит Туалетную. Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца.

Комната оформлена по проекту Фельтена, а в 1779 году у западной стены был размещён "турецкий" диван "с приступом" подаренный Потёмкиным - отсюда название комнаты. Стены Диванной, как и Коронной комнаты, обиты китайским шёлком XVIII века, однако сюжет росписи здесь совершенно иной.

Это обычные житейские сценки: люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

Куропаточная гостиная (14)

Непременной комнатой в комплексе дворцовых помещений женской половины в XVIII веке становится будуар (от фр. bouder – сердиться), помещения, где можно было остаться наедине с самыми близкими друзьями.

Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, Куропаточная комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. 

Западный и восточный китайские кабинеты (15 и 17)

Портретный зал разделяет два, пожалуй, самых экзотических по декору помещения дворца: китайские кабинеты. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II, и была реализована в 1766—1769 годах Ж. Б. Валлен-Деламотом.

На фото - западный Китайский кабинет.

Картинный зал (16)

Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, созданный ещё при строительстве "Нагорных палат" Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. 

Свой нынешний вид зал обретает в 1764 году, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари. 

Белая столовая (18)

В отличие от большинства залов дворца интерьер столовой решён в строгих канонах классицизма и выделяется отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, сюжеты которых - аллегории изобилия: амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами, композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе - композиции из музыкальных инструментов.

Белый столовый зал был оформлен по проекту Ю. Фельтена и предназначался для торжественных обедов. В центре большой стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.

К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты, чьи окна выходят в Верхний сад: Буфетная и Сандерса, названная так помещение украшено пятью живописными панно, написанными в 1747 году художником Сандерсом.

Аудиенц-зал (19)

Аудиенц-зал Большого Петергофского дворца является одним из безусловных шедевров Растрелли. Дело в том, что зал представляет собой узкое, высокое и вытянутое поперёк дворца помещение, так что архитектору пришлось продемонстрировать незаурядное композиционное мастерство, чтобы так восхитительно справиться с декорированием сложного пространства.

Тронный зал (20)

Самый большой зал дворца так и именовался раньше просто "Большим", и не имел чётко выраженного предназначения.

В 1770-х годах, от предыдущего барочного интерьера разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Новый, живописный декор зала, наряду с барельефами, получает ярко выраженный политический мотив призванный наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I.

Полотна  В. Эриксена и Р. Петона, барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского как напрямую, так и аллегорически прославляют деяния Екатерины-государыни.

Чесменский зал (21)

Зал расположен перед Тронным залом, здесь прибывшие на прием официальные лица ожидали начало церемониала. Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота 26 июня 1770 года в Чесменском сражении, задумала увековечить славное событие в серии картин.

Но художник Якоб Филипп Хаккерт, которому были заказаны картины, никогда не видел горящих кораблей, и чтобы он мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат "Св. Варвара".

Голубая приёмная (22)

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами и имеющая выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом.

Своё название получила по отделке стен, которые затянуты голубым шёлковым штофом. Служила своего рода канцелярией, где располагались секретари. 

Танцевальный зал (27)

Эффектный и торжественный вид Парадной лестницы получает естественное продолжение в Танцевальном зале дворца. Зал, как и лестница, создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность Танцевального зала - фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.

Великолепный паркет набран из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба, а в простенках между окнами - шестнадцать картин, иллюстрирующих "Метаморфозы" Овидия и "Энеиду" Вергилия.

Парадная лестница (28)

В западном флигеле дворца вас встречает гимн временам правления Елизаветы Петровны – Парадная лестница: золочёные статуи, резные букеты, кариатиды, рокайльные картуши, масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл… 

Самые заметные скульптуры, украшающие верхнюю площадку лестницы - аллегорические изображения времён года в образе юных девушек: Весна и Лето - на перилах, а Осень и Зима - в нишах напротив.

Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры "Верность" и "Справедливость".

Потолок над лестницей украшен плафоном "Аллегория Весны" работы Бартоломео Тарсия.

Церковный корпус

Закладка церкви ознаменовала начало работ по перестройке Нагорных палат. 7 апреля 1747 года Растрелли сообщал Канцелярии от строений: "Ее императорское величество чертежи, план и фасад, предполагаемых по обе стороны старых палат, флигелей собственною своею рукою подписать соизволила, а изустным указом ему повелела при том строении подготовить фундамент, во-первых, для флигеля, при котором на том плане назначена быть церковь, но по выкопании рвов фундаменты без высочайшего ее императорского величества присутствия не закладывать, так как при закладке государыня изволит быть сама". 

Церковный корпус дворца до 1941 года сохранял отделку, исполненную по проекту архитектора Растрелли. Интерьеры церкви были одним из интереснейших произведений зодчего.

Окрестности Большого дворца

После завершения экскурсии по залам и комнатам Большого дворца, приглашаем вас на знакомство с фонтанами и парками Петергофского ансамбля: Верхнего сада и Нижнего Парка.


В закладки